И мамы, и музы: томские эксперты о специфике женского бизнеса

2016-11-23 11:12

Успешные томские бизнес-леди неспешно болтают за чашкой чая, ожидая начала тренинга в одном из городских деловых центров. Их чуть больше 10 человек, и это костяк созданного в Томске комитета поддержки женского предпринимательства. Регулярно собираясь вместе, женщины создают свою систему выживания в еще недавно казавшемся мужским мире бизнеса.

Женское – не мужское

По данным министерства экономики России, которые приводит федеральная бизнес-платформа "ЧесТнок", доля женщин среди российских предпринимателей в 2015 году составляла 27%. Такая ситуация представительницам томского бизнеса кажется вполне естественной и ничуть их не смущает.

"Мужчины никогда с нами не будут играть на поле "давайте родим ребенка" – это 100% женщин и 0% мужчин, они не будут играть с нами в "я обустраиваю очаг", поэтому расклад 75% на 25%, я считаю, это вполне себе приемлемо", – комментирует статистику Анна Цыплухина, директор консалтинговой компании "Бизнес проект".
Анна ведет собственное дело вот уже 11 лет. По ее мнению, бизнес – это единое пространство, и он не делится на женский и мужской, есть лишь разнообразие подходов и целей.

"Когда в Томске стала регулярно проходить женская бизнес-конференция, это стало очень видно. Женщины говорят о другом. Они говорят о самоопределении, они готовы гадать на картах таро на свой бизнес, и видно, что они получают вдохновение от того, чем занимаются. У мужчин это другое: это статус, успех, деньги. Я, конечно, усугубляю, но то, что это не совсем одно и то же – это правда", – улыбаясь говорит Цыплухина.

По мнению директора регионального фонда развития малого и среднего предпринимательства Александра Глока, творческий подход – это основа женского бизнеса, который в большинстве своем рождается из хобби. При этом девушкам важно не забывать и о домашних хлопотах, от которых условно освобождены бизнесмены-мужчины.

"Женщинам в этом плане, конечно, тяжелее, потому что бизнес – это такая история достаточно жесткая. Сейчас, конечно, помягче, чем в лихие 90-е, но все равно это очень много времени отнимает и сил. Хотя и говорят, что мужчины устают быстрее, чем женщины, но все-таки мужчины в этом плане чувствуют себя более комфортно", – добавляет Глок.

Строить как мужчина, развивать как женщина

"Я начинала бизнес 17 лет назад, у меня было 100 рублей и огромное желание. Я взлетала и падала, но поняла абсолютно точно, что строить бизнес изначально нужно по-мужски: возводить фундамент, как это делают они, четко понимать куда идешь, а вот когда уже бизнес "поехал", включать женское", – рассказывает хозяйка нескольких фирм, в том числе пекарни "Чудо-печь" Елена Замесова.

"Включить женщину", по словам Цыплухиной, – это иногда быть мамой или музой.

"Маму слушают всегда, маме прощается, когда она кричит, маме прощается нелогичность. Мама заботится, кормит, может пожалеть. Это особые интонации, особый стиль управления. Мужчины это не могут воспроизвести, конечно, никак. Муза может вдохновлять, она делится энергией с другими и таким образом управляет. Если мужчина начнет делать что-то подобное, его сочтут слегка не в себе", – поясняет она.

При всей нелогичности и эмоциональности, женщины более осторожны в бизнесе, считает Глок. Редко бывает, что они, как мужчины, бросаются в омут, надеясь только на удачу. Они более детально анализируют свои шаги, поэтому им удается избегать резких провалов.

"Я сам периодически веду мастер-классы по лидерству и, например, спрашиваю участников: "Кто из вас читает инструкцию к какой-нибудь бытовой технике?" Девушки всегда поднимают руку. Парни: "Инструкция к утюгу? Пфф, я сам все знаю". Женщины действуют более осторожно, они так не готовы рисковать. <…> Если женщина где-то просела – она остановилась, просчитала, пошла дальше", – добавляет он.

"Свои игрушки"

По мнению Цыплухиной, нет направлений в бизнесе, где женщины не смогли бы себя реализовать, однако все-таки у них есть "свои игрушки". Именно поэтому женщин нет среди директоров нефтедобывающих компаний, зато сколько угодно в индустрии красоты и декора. Они прекрасные хозяйки ресторанов и детских садов, свадебных галерей и различных творческих студий.

"У женщины много разных функций. Например, помогать, быть любимой, быть в центре внимания. Поэтому, например, свадебные агентства появляются. Точно так  и у мужчин: зарабатывать деньги и притащить мамонта в дом – функция? Функция. Поэтому – где у нас лежат большие деньги? Там бизнес и откроем! Собственно, исходя из базовых ценностей, и создается бизнес", – говорит предпринимательница.

Глок в свою очередь отмечает, что сегодня вслед за женщинами и мужчины перестают зацикливаться на деньгах и выбирают дело по душе. Особенно это заметно среди начинающих предпринимателей. В этом году таким образом было открыто 67 бизнес-проектов.

"У многих получается. Кому нравится спорт – открывают спортивные клубы, кому нравится с машинами возиться – открывают тюнинг-студии, ремонтные мастерские. <…> У них теперь деньги в глазах не стоят, на первом месте – реализация мечты, которую они монетизируют", – добавил он.

Однако, как ни крути, даже аналогичный бизнес в мужском и женском исполнении – совершенно разные истории. По словам Цыплухиной, для женщин это не просто дело и не просто работающие на нее люди – это семья. Отсюда куча неподвластных мужской логике вопросов. К слову, тема последнего тренинга была "Как уволить подругу"...

Опубликовано:2016-11-23 11:12